Последние новости

Причины появления высокого холестерина

Причины появления высокого холестерина

С нами можно связаться:

Телефон: (9025) 64 58 68

Полезные статьи

Светло там - где зима

Рак-как защитная реакция

Рак-как защитная реакция

Чистота без последствий для здоровья

Чистота без последствий для здоровья

Осенняя хандра

Осенняя хандра
15 Июня 2017

Сила поэтического слова

Дорогой читатель, страница «Родная речь» посвящает свой материал слову - это наш объект. И мы, Вы в этом убеждались не раз, рассматривая слово каждый раз по-разному, поражаясь его способности передавать всё, что только возможно: звучание, внутренний мир человека, окружающую среду, научные изыскания.
А задумывались ли Вы когда-нибудь о поэтическом слове? Наверно, у него своя особая красота. В чём же она состоит? Сравните: на дворе весна, всё расцветает и благоухает, зелень новой, свежей листвы наполняет тебя какой-то радостью, надеждой, умиротворением - это проза и...

Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят;
Пригреты тёплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса.
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая берёзонька
С зелёною косой!
Н. Некрасов

Картина, образность которой выражена в нескольких словах «как молоком облитые», «тихохонько шумят» - трогает до глубины души, и хочется не один раз повторять её и восхищаться «вкусом» слова. Мне же, пожилому человеку, весна уже не кажется такой «красавицей»:

Весна, весна! Скажи, чего мне жалко?
Какой мечтой пылает голова?
Таинственно, как старая гадалка,
Мне шепчет жизнь забытые слова...
А. Блок

Тоже поэзия, но чувства, навеваемые ею, иные, полные грусти, но трогают опять же до глубины души.
Читая стихи, нас что-то возбуждает, мы отступаем от обыденной жизни, житейской прозы, привычного, обычного.
Вот подснежник. Видишь его алую красоту и дивишься щедрости природы, создавшей это лиловое чудо. Так я могу о них сказать, другой выразит мысль ещё образнее. А вот стихи Дондока Улзытуева, чье 80-летие отметила республика в 2016 году:

О цветы, пурпурные, синие,
Как мне тайну вашу открыть?
Где вы взяли такую силу
Грусть рождать и радость будить?
О цветы, подарки земли,
Дети вольной, несломленной воли,
Расскажите, на чём вы взошли?
На костях наших предков, что ли?
Вот стоите вы, тонко светясь,
Вы похожи на доброе «Здравствуй!»
Если вы так прекрасны сейчас,
Видно, предки были прекрасны.

Дух захватывает. Поэтическое воображение поэта философично. Оно создаёт образ подснежника, нам неведомый. Поэт ни разу не упомянул прямое название: то, что зарождается под снегом и появляется из-под него как колокольчик и устремляется вверх. Поэт называет подснежник «подарки земли», дети, «они похожи на доброе «Здравствуй!», и задаёт им вопросы, вопросы...
И дело не в ритме и рифме, что обычно свойственно поэзии, наверно, дело в повышенности поэтического содержания, по крайней мере, «выше на один градус настроения». (Выражение Кардуччи, итальянского поэта XIX века).
Как не согласиться с Федерико Гарсиа Лоркой, он писал: «поэтическое воображение странствует и перевоплощает вещи, придаёт им самый чистый смысл и определяет связи, дотоле неведанные».
Эту же мысль, но в стихах выразила Анна Ахматова:

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах всё быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Слова: «всё быть должно некстати, не так, как у людей» - ключ к поэтическому изложению. Поэт старается возвыситься над уровнем житейского, привычного. Всякий образ, избитый от частого употребления, должен быть заново воспринят из природы, либо извлечён из области фантазии, он должен вызвать аффект - состояние сильного возбуждения, нервного потрясения.
Недавно мне пришлось провести в больнице несколько дней. Люди разного возраста, молодые и старые, и характер у каждого свой - объединённые общим состоянием боли и страдания. Спасает нас самоотверженный труд врачей, сестёр-санитарок, нянечек, к которым мы «приходим» лёжа и уходим, или не уходим снова в жизнь.
Это проза больничного бытия. Можно ли её передать стихами? Можно. Вот как об этом написала поэтесса Нина Кузнецова:
ОГШ
Занимаются больные кто чем.
Кто бутылку от врачей под матрац прячет,
Кто в картишки,
В двадцать тридцать в холле - аншлаг, -
Медсестра со шприцем замедляет шаг, -
Там по телевизору «Богатые плачут».
Выстиран, поглажен байковый халат,
В ординаторской накурено и жарко.
Стенды о вреде курения, и - в разрез
Полость носовая с лёгкими - ликбез.
Мне семнадцать, я ночная санитарка.

- Бабушка, ты почему одна сидишь? -
Там кино, - тугие ноги в пёстром скрестив,
Та хохочет: «Тосты, девишка, хороши».
И ни слова от неё по-русски больше.
Из-под спиц её - узора птичий мотив.
Я навряд ли лучше знаю твой язык.
Поболтаем так, на странной междуречи.
«Замуша чыкьянами?» - «Да пока еще нет,
Рано мне, дайза!» - Она смеётся в ответ,
И трясутся мелко латаные плечи.
Слёзы Марианны, с битым кафелем сортир,
Верные мои друзья - ведро и тряпка.
И луч света в царстве тьмы,
Сожравшей этот мир, -
Эта вечно радостная бабка
Вяжет вереницы солнечных носков,
Смотрит за окно в зарешёченной раме.
Скоро там ноябрь в застиранной пижаме
Вывесит на стёкла списки должников.

Вечер. Кот столовский общий на закат
Ноет, блеск в глазах дежурного медбрата
Жизнеутверждающ. Осень виновата
В этом тусклом освещеньи ОГШ,
На стенах, постелях и вообще...

Пять ночей, я на шестую (был отгул)
Вышла, в пятой всё застелено, просторно...
- Где Мурадова?!!! - осенний ветер вздорный
Пачку листьев мне в лицо швырнул...
Нина Кузнецова. Литературная газета, июнь 2012 г.

ОГШ - отделение головы и шеи в онкологическом корпусе.
Дайза - уважительное обращение к старшей женщине по-туркменски.

Всё обыденно, но почему-то слёзы застилают глаза, и такая боль, что нет этой самой старушки, которая «и ни слова-то от неё по-русски», «эта вечно радостная бабка, вяжущая вереницы солнечных носков». «Где Мурадова? Осенний ветер вздорный пачку листьев мне в лицо швырнул...». Никакая прозаическая строфа не нарисует эту картину, это может сделать только стих, короткий, но вмещающий в себя столько смысла.
Мы не будем говорить о средствах выразительности, потому что они присущи и прозе. Для нас главное в поэзии - это способность воздействия на нас, способность возбуждать удивление, производить впечатление чего-то не своего, чуждого, поднятого над жизнью.

 

Либерия Маркова

Добавить комментарий